Доступная среда

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
 
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 
 
Целью Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.  Создание доступной среды для всех.
 
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
  • развитие  инклюзивного образования;
  • создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • формирование доступной среды.
  • Проект доступная среда – общие понятия

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения о специально оборудованных кабинетах

Кабинеты здания образовательной организации оснащены регулируемой мебелью, при необходимости могут быть размещены одноместные парты, которые свободно передвигаются в разные точки класса в зависимости от потребностей и индивидуальных психологических особенностей обучающихся с ОВЗ.

В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха.

Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м.

При организации рабочего пространства и учебного места в классе учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающихся с ОВЗ, выбор парты и партнера, обеспечивается возможность обучающемуся постоянно находиться в зоне внимания педагога.

Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения.

Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня.

Учебные доски в кабинетах установлены в зоне доступности инвалида на коляске.

Для проведения занятий по логопедической коррекции в школе имеется логопедический кабинет, оснащенный демонстрационным материалом для формирования навыков языкового анализа, логопедическим столом с зеркалом, компьютером, МФУ.

Кабинет педагога-психолога оборудован рабочей и тренинговой зонами, материалами для арт-терапии, игротекой, сенсорными коробками.

Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Практические занятия проводятся в кабинетах технологии, химии, биологии, физики, информатики, оснащенным необходимым оборудованием для практических и лабораторных занятий, которое может быть использовано в том числе и детьми-инвалидами.

Сведения о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В читальном зале расстояние между рядами, подходы к оборудованию и мебели достаточны для разворота инвалидной коляски, что обеспечивает беспрепятственное перемещение по помещению в инвалидном кресле, также имеются оборудованные учебные места с одноместными столами.

Читальный зал оборудован компьютером с выходом в Интернет.

Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спортивные залы и спортивные площадки образовательной организации соответствуют действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, удобства.

Спортивный зал школы имеет беспрепятственный доступ для инвалидов. На территории школы для обучающихся с ОВЗ оборудована физкультурно-спортивная зона, площадкой для подвижных игр. Зона отдыха оснащена игровым и спортивным оборудованием в соответствии с росто-возрастными особенностями детей. Площадка для подвижных игр детей оборудована малыми архитектурными формами, площадка для отдыха – скамейками.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны обеспечивает выполнение учебных программ по физической культуре, проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий и соответствует росту и возрасту обучающихся. Используемые в качестве покрытия физкультурно-спортивных площадок синтетические и полимерные материалы безвредные, дренирующие и беспыльные.

В зависимости от степени ограниченности возможностей здоровья и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы, психолого-медико- педагогической комиссии, занятия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают соответствующие комплексы физических упражнений и определенные виды двигательной активности.

Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:

  • словесные
  • визуальные средства 
  • аудиальные 
  • аудиовизуальные
  • средства автоматизации процесса обучения
  • учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет.

Визуальные (зрительные): 

  • таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, иностранному языку, начальным классам;
  • карты по истории и географии;
  • картины по русскому языку, литературе;
  • портреты по всем учебным предметам;

Механические визуальные приборы: 

  • микроскопы;
  • натуральные объекты по биологии;
  • модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
  • лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

  • видео разной направленности: обучающие видеоролики, научно-познавательные и художественные фильмы

Средства, автоматизирующие процесс обучения:  

  • компьютеры;
  • мультимедийное оборудование;
  • интерактивная доска

Словесные 

  • учебники;
  • художественная литература;
  • словари;
  • другая необходимая литература.

Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

Перед входом в образовательную организацию расположена просторная парковочная стоянка, спуск с тротуара -пологий, подход к школе – без ступенек.  

В большинстве помещений полы одноуровневые, отсутствуют пороги.

Сведения о специальных условиях питания

Для обучающихся МОУ ИРМО « Карлукская СОШ » предусматривается организация горячего питания по цикличному меню. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, обеспечиваются продуктовым набором (сухим пайком) или получают денежную компенсацию.

По заявлению родителей и в соответствии с рекомендациями врача для детей с  ОВЗ возможна организация питания по индивидуальному меню.

Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.

Столовая расположена на первом этаже.

Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники для гигиенической обработки рук.

Сведения о специальных условиях охраны здоровья

Здание МОУ ИРМО «Карлукская СОШ» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

На каждом этаже расположены   оборудованные санитарные комнаты.

Все спортивные сооружения (спортивный зал,  универсальная спортивная площадка) и места для проведения культурно-массовых мероприятий ( актовый зал) доступны для посещения детей-инвалидов и/или детей с ОВЗ.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ ИРМО « Карлукская СОШ »  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

В Школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

Информационная база Школы  оснащена:  

  • электронной почтой;
  • локальной сетью; 
  • выходом в Интернет; 
  • функционирует официальный сайт.