Профориентация
- Подробности
- Категория: Основные сведения
- Опубликовано: 21.02.2022 03:00
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 1817
Профориентационная работа в школе
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение.
- Профессиональная диагностика.
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
- Представления о собственных интересах и возможностях.
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
- Профессиональное самопознание.
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности.
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов.
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений.
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Рекомендации психолога старшеклассникам.
Выбор профессии:
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
- нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
- часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
- еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
- не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Профориентационные Сайты в сети-Интернет
Обзор Интернет-ресурсов по вопросам профессионального самоопределения
1. proforientator.ru Центр тестирования - Профориентация: кем стать. Выбор профессии. На сайте представлены материалы по выбору профессии: терминология, описания и типы специальностей. Тесты он-лайн. Информация о профконсультациях, тренингах, курсах подготовки к ЕГЭ вцентре "Гуманитарные технологии".
2. prof.labor.ru Банк интерактивных профессиограмм. Видеоролики! о профессиях.
3. www.proftime.edu.ru «Время выбрать профессию» Московский психолого-социальный институт. Сайтадресован молодым людям, которые не хотят ошибиться с выбором профессии, и взрослым - родителям, педагогам, психологам, работодателям, которые стараются им в этом помочь.
Раздел «Как выбирать профессию» содержит общие рекомендации по правильному выбору профессии, методику экспресс-диагностики «Матрица выбора профессии» с описанием двухсот профессий, видео «Право на ошибку».
В разделе «Слагаемые успеха» изложена стратегия выбора профессии, которую сопровождает самодиагностика по шести надежным методикам, позволяющим пользователям уточнить свои профессиональные интересы, склонности и личностные особенности, видео «Стратегия выбора профессии».
Раздел «Образование и карьера» рассказывает о современном рынке труда, уровнях профессионального образования и путях получения профессии, видео «Пути получения профессии».
Раздел «Методическое обеспечение» предназначен специалистам в области профессиональной ориентации молодежи и содержит анонсы семинаров и конференций по профориентации, а также методические материалы (программы, тренинги, рекомендации).
В разделе «События и люди» представлена информация о мероприятиях, посвященных профориентационной работе с молодежью, а также о людях, внесших значительный вклад в теорию и практику профориентационной работы.
На сайте предусмотрена регистрация, которая дает возможность пройти тесты, получить результаты и сохранить их в «личном кабинете», а также возможность создания региональных страниц и прохождения мониторинга профессиональных планов и ценностей подростков.
4. www.psykonvoy.ru Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления ДОгМ адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, подросткам и их родителям. Сайт информирует об услугах, которые оказывают специалисты Центра; это профориентация и психологическая помощь, дополнительное образование и трудоустройство школьников, психологическая подготовка к поступлению в вуз.
Разделы «Психология», «Профориентация» и «Медицина» информируют о направлениях работы различных отделов Центра (психологическая диагностика, тренинги и групповые коррекционно-развивающие игры, индивидуальные психологические консультации для детей и родителей, помощь в выборе профессии) и специалистах Центра.
В разделе «Дополнительное образование» представлены программы, направленные на личностное развитие, укрепление здоровья и профессиональное самоопределение детей и подростков; формирование общей культуры. Занятия в объединениях дополнительного образования знакомят детей и подростков с различными профессиональными сферами, помогают выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний.
Раздел «Мероприятия» знакомит с городскими и окружными мероприятиями, посвященными профориентации и трудоустройству молодежи (Дни профориентации, Ярмарки вакансий, Дни открытых дверей, конференции, конкурсы, семинары).
5. www.profvibor.ru «Электронный музей профессий» - проект Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления ДОгМ, адресованный, прежде всего учащимся, 8-11 классов.
Справочно-информационный блок представлен разделами «Каталог профессий» (большой алфавитный список профессий с их описаниями); «Статьи о профессиях»; «Профессиональные праздники»; «Детский взгляд на профессию» (рефераты, рисунки и фотографии).
Диагностический блок составляют разделы «Анкета по трудоустройству», «Профориентационное тестирование 8-x и 10-x классов», «Профориентационное тестирование 9-x и 11-x классов». На сайте предусмотрена регистрация, которая дает возможность пройти тесты, получить результаты и сохранить их в «личном кабинете», а также вести статистику посещений и выполнения тестов. К сожалению, выбор методик ограничен и одинаков для всех возрастных групп, а методики даны без указания авторства.
В разделе «Навигация» предусмотрена возможность найти профессию по заданным критериям, предлагать темы для обсуждения и размещать свои материалы.
На сайте действует форум, где можно задать вопрос психологу и юристу и получить квалифицированный ответ.
6. http://www.moeobrazovanie.ru Мое Образование: поиск вузов и колледжей России. Все вузы (2754) Все колледжи (3599).
7. www.urc.ac.ru/abiturient/index.html Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент» предназначена для поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы сайта.
В разделе «Самоанализ» содержатся общие правила выбора профессии и диагностический блок, включающий в себя он-лайн-тесты по выявлению подходящего типа профессии, особенностей темперамента, определению потребности в достижениях. Для прохождения тестирования и получения результатов регистрация не нужна.
Раздел «Выбор специальности» включает в себя единую базу специальностей, по которым ведется обучение в российских вузах.
В разделе «Как подготовиться» учащиеся найдут общие рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам в вузы.
Информация о вопросах поиска работы, состоянии рынка труда и трудоустройстве после окончания высшего учебного заведения размещена в разделе «Перспективы трудоустройства».
ПОРТАЛ “ПРОЕКТОРИЯ”(перейти)
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ "ОТКРЫТЫЕ УРОКИ"(перейти)
Министерство образования Иркутской области информирует о том, что проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» выпустил два ежегодных интерактивных ресурса для старшеклассников и абитуриентов:
- «Навигатор абитуриента: колледжи России 2022» - https://na.ria.ru/20200414/1568980631.html;
- «Вузы России: навигатор абитуриента – 2022» - https://na.ria.ru/20200526/1571389945.html.
В данных ресурсах представлена вся актуальная информация, которая поможет абитуриентам в выборе образовательного учреждения, а именно: перечень направлений подготовки, по которым ведется набор в колледжи и вузы, стоимость обучения, средние баллы ЕГЭ. В навигаторе вузов присутствует критерий участия университетов как в глобальных международных рейтингах, так и в Рейтинге востребованности вузов России. Навигаторы полностью адаптированы для мобильных устройств.
ВУЗЫ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ(перейти на сайт)